Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок

Акио Морита

Он стал легендой еще при жизни. У него было множество амплуа: физик, инженер, изобретатель, бизнесмен, спортсмен... Японский предприниматель и гениальный новатор маркетинга. Благодаря деятельности этого удивительного человека фраза «Made in Japan» стала своеобразным гарантом качества. Он внес огромный вклад в то, что Япония стала своего рода торговой маркой, признанной во всем мире. Уникальный человек, который, благодаря способностям и страстному увлечению электроникой, смог добиться выдающихся результатов в сфере бизнеса и торговли. Создатель и президент корпорации «Sony» — одной из крупнейших в мире фирм по производству электронной и вычислительной техники. Автор идей ряда неизвестных до того товаров: портативных транзисторных радиоприемников, магнитофонов и телевизоров, бытовых видеомагнитофонов и компакт-дисков. Владелец обширной торговой сети, занимающейся реализацией продукции «Сони» в 160 странах мира. Обладатель крупного состояния и недвижимости в Японии и США.


Детство

Акио Морита родился 26 января 1921 года в Нагое, он был первенцем и наследником в пятнадцатом поколении одного из самых благородных и старинных семейств, изготовителей сакэ. Это был не просто семейный бизнес - вот уже триста лет семейство Морито варило сакэ, известное под маркой «Ненохимацу». Производство сакэ, напитка получаемого путем сбраживания риса, насчитывает почти две тысяч лет и вначале его делали только в императорском дворе и синтоистских храмах. В те времена рис пережёвывали и сплёвывали в ёмкости, где уже происходила ферментация (брожение) риса. Технологии производства с той поры шагнули далеко вперед, но неизменным осталось восприятие сакэ не только как напитка, но и как символа японской культуры. Занятие таким уважаемым делом позволяло семье Морита занимать почетное положение в обществе. Семейный бизнес Морита распространялся также на производство пасты «мисо» и соевого соуса. Свое привилегированное положение Акио осознавал с детства. Но кроме прав положение старшего сына накладывало и определенные обязательства — именно первенец должен был унаследовать семейное дело.

Отец Акио старался привить своему сыну понятие долга перед семьей, и, хоть был очень добр с Акио, с ранних лет учил его нести груз ответственности будущего наследника. Все летние каникулы Акио проводил в конторе отца – свободное время мальчишки с детства занимало «дело, дело и еще раз дело». А если подрастающему Акио взбредало в голову поспорить с папой по поводу своих обязанностей, ему требовалось изложить свои претензии логично и аргументировано – даже в спорах Морита - старший воспитывал своего отпрыска. Всегда напоминая Акио, что он хозяин с самого рождения, его предостерегали думать, что если он главный, то может командовать всеми вокруг. «Прежде чем принимать решения и просить других что-то сделать, вначале надо самому хорошо разобраться в деле», — так учила его семья. И кто бы мог подумать, что именно Морита впоследствии пойдет против японских традиций и откажется от семейного бизнеса? Он не желал изучать древнее мастерство и варить саке, мальчика интересовали математика и физика, а на дворе был XX век. Как ни странно, отец одобрил решение сына и разрешил ему следовать своим путем. Мать Акио была домохозяйкой, но по воспоминаниям сына, для японской хранительницы очага она была очень уверенной женщиной, способной воспринимать новое.


Юность

Подогрел интерес Акио к точным наукам и технике фонограф, купленный отцом за баснословные деньги. Новый проигрыватель фирмы «Виктор» стоил почти половину японского автомобиля – если машину можно было купить за 1500 иен, то фонограф обошелся в 600. Морита начал скупать книги и журналы по электронике и уделял новому хобби столько времени, что его чуть было, не выгнали со школы за неуспеваемость!

Впрочем, Акио понимал, что для дальнейшей работы с электроникой ему требуется серьезное образование. Он заявил, что после средней школы будет поступать в Восьмую высшую школу на отделение естественных наук. Семья и преподаватели скептично восприняли его решение – знаний юноши явно не хватало для сдачи таких экзаменов. Но последующий год Акио упорно занимался и сумел поступить в высшую школу.

Окончив школу, Акио поступил на физико-технический факультет Императорского университета в Осаке, где изучал физику под руководством выдающегося ученого профессора Цунесабуро Асада. В 1940 году Асада возглавлял исследования и Морита помогал ему в разработках. Молодого физика отличали острый ум, живое воображение и легкость в общении. В 1944 году Акио Морита получил диплом. Затем его призвали на военную службу - он попал в морскую пехоту и даже получил офицерское звание. Благодаря покровительству Цунесабуро Асада он получил должность военно-морского инженера. Во время службы в ВМФ Японии Морита занимался разработкой морского оружия с тепловой системой наведения и приборов ночного видения для оружейных прицелов.

Новость о бомбардировке Хиросимы застала Акио за обедом. Отрывочной информации для молодого физика оказалось достаточно – он прекрасно понял, какого рода бомба была сброшена на японский город. Индустриальная мощь США поразила его. Именно тогда Морита осознал, что его Родине потребуются все ресурсы, чтобы иметь достойное будущее, и в становлении нового мира Акио Морита жаждал играть не последнюю роль.

Вскоре ему пришло приглашение на работу в городок Йокосуко, в авиационные исследовательские лаборатории «Компании точных инструментов Японии». Основателем компании был Масару Ибука, заинтересованный в талантливых молодых ученых он, просматривая списки выпускников Университета, обратил внимание на Акио Мориту. Сотрудничество с Моритой оказалось для него очень плодотворным: молодой физик уступал Ибуке в опытности, зато был щедр на идеи. Ибука и Морито не только подружились, несмотря на сильную разницу в возрасте (13 лет), но в последствии стали коллегами по работе, партнерами по бизнесу. Дела "Компании точных инструментов" шли в гору.  «Две пары сандалий сразу не наденешь», — говорят в Японии, и Морита просит отца освободить его от ведения семейного дела по производству саке. Неожиданно Морита - старший поступает вразрез со своими консервативными убеждениями и дает «добро» на новую деятельность сына, отпуская его в Йокосуко.

Между тем Страна восходящего солнца проигрывала в войне. 2 сентября 1945 года на борту авианосца "Миссури" был подписан договор о безоговорочной капитуляции Японии. В Токио вошли американские оккупационные войска. Оборонные заводы были закрыты, многие компании, сотрудничавшие с правительством, разорились, "Компанию точных инструментов Японии» постигла та же участь. Все его сотрудники оказались на улице. Акио Морита какое-то время зарабатывал на жизнь тем, что читал лекции в Токийском технологическом институте, но вскоре оккупационное правительство запретило ему, как бывшему офицеру, преподавать в государственных учебных заведениях, и Морита был вынужден уволиться. А Ибука в это время устроился в маленькую мастерскую по ремонту электрооборудования. Финансовое благополучие семейства Морита пошатнулось – почти всю землю они сдавали в аренду, а в результате земельной реформы вообще потеряли большую часть собственности. Мать училась вести хозяйство без горничных, а отец – ездить на велосипеде взамен машины с водителем. Не смотря на это, семья предоставляет старшему сыну небольшую ссуду на развитие собственной компании. И это при том, что первенец отказался наследовать дело отца, к тому же весьма смутно представлял, чем будет заниматься вновь созданная фирма. Все-таки, Акио повезло с родителями.


Sony - принципиально новое

Таким образом, 25-летний Акио Морита совместно с 38-летним Масару Ибука основывают в 1946 году свою фирму названную «Токийской телекоммуникационной инженерной корпорацией» с уставным капиталом в 375 долларов по тогдашнему курсу. В этом деловом дуэте два физика смогли раскрыть все свои таланты. Роли коллеги поделили: Морита по большей части занимался управлением, а Ибука — техникой. Акио считал, что именно взаимопонимание и атмосфера свободного обсуждения стали причинами успеха корпорации. Специализации у компании вначале не было, но разработчики задались целью создать что-то принципиально новое. Друзья характеризовали свое производство как передовую компанию, «которая будет выпускать новые высокотехнологичные изделия с использованием оригинальных производственных процессов». Но поначалу о высоких технологиях и телекоммуникационных системах в "Токио Цусин Когио" и речи не было: бывшие оборонщики производили жаровни для риса, вольтметры и электрогрелки. Затем фирма перешла к более сложным технологиям. И основным источником дохода компании стал выпуск электродвигателей и магнитных звукоснимателей, так как интерес к записям музыки в послевоенной Японии был очень сильным. Прорывом можно считать разработку в 1949 г. магнитной записываемой пленки, за которой через год последовала продажа первого магнитофона в Японии.

Следующим шагом стала покупка патента на транзистор, и ради этой сделки Морита поехал в Нью-Йорк. Акио решил во чтобы то ни стало сблизить японские и американские рынки, поскольку рынок США был очень привлекательным в плане сбыта продукции.

Для продвижения японской компании на Западе, Морита озадачился сменой названия компании. Он давно говорил: чтобы утвердиться на мировом рынке, нужно другое название - простое, короткое, легкое для произношения, запоминающееся, а вместо иероглифов можно использовать интернациональную латиницу. В каком-то словаре Ибука и Морита нашли латинское слово "sonus" - "звук". Слегка модернизировав его, они придумали компании новое название - Sony, созвучное и английскому фамильярному слову "sonny", что значит "сынок" (словечко подцепили у американских солдат уличные мальчишки, и оно прочно вошло в лексикон послевоенного поколения). Вот только на родном японском "сон-ни" означало "потерять деньги", а потому для названия никак не годилось. Выкинув одно "n", Морита получил "сони" (sony). Слово звучало красиво, ничего не значило и в 1958 году "Токио Цусин Когио Кабусики Кайса" сменила название на Sony.

В 1960 году Sony выпустила первый в мире транзисторный телевизор.

Дело Акио набирает обороты, более половины продукции Sony идет за границу. Морита решает основать компанию под названием «Sony Corporation of America», и вскоре начинаются его нескончаемые перелеты между Нью-Йорком и Токио. В 1962 году состоялось открытие демонстрационного салона на Пятой авеню, одной из самых респектабельных и дорогих улиц в Манхэттене. Тогда же Морита привез в США свою жену, Йосико Камэи и троих детей (сыновей Хидэо, Масао и дочь Наоко), совершенно не знающих язык, в чужую страну, где и сам Акио был иностранцем… В своей книге воспоминаний «Сделано в Японии», Морита рассказывает, сколь многому пришлось научиться и ему, и детям. Он понял, что японцы на Земле находятся в меньшинстве, и именно им надо уметь приспосабливаться к миру, а не наоборот. В лице своей жены Акио Морита встретил достойного партнера – она не только сумела приспособиться, но и стала помогать мужу укреплять деловые отношения.

 

В список товаров, впервые выпущенных именно компанией Sony, можно включить также первый телевизор на жидких кристаллах (1962 г.), первый бытовой видеомагнитофон (1964 г.) и первый компакт-диск (разработан совместно с Philips).


Сам Акио Морита, наряду с разработками новых идей и решений, в 1971 г. становится президентом Sony Corporation, а в 1976 году - председателем совета директоров.


Американская марка №1

В 1979 году разработанный всего за шесть месяцев новый плеер «Walkman» произвел фурор на рынке сбыта продукции компании. «Walkman» фирмы " Sony " стал одним из самых известных изделий, самым распространенным в мире звуковым устройством, имея 75 различных модификаций и более 20 миллионов пользователей.  Существует несколько легенд о том, как в голову Акио Мориты пришла идея портативного магнитофона с наушниками. Но достоверно известно лишь то, что в компании Sony эта идея долго никому не нравилась. Отдел сбыта пытался убедить шефа, что подобный товар не купит никто. Шеф взял всю ответственность на себя. По словам самого Мориты, он дал команду инженерам разрабатывать новинку при полном отсутствии маркетинговых исследований. В своей книге "Сделано в Японии" Морита написал: "Мы не верим в рыночные исследования того, что еще не известно публике, поэтому незачем их проводить". Когда нужно было дать рекламным агентствам название модели, Мориты в офисе не оказалось. Кто-то из его подчиненных, явно испытывавший проблемы с английским, предложил слово walkman (в буквальном переводе с английского - "гуляй-человек"). Вернувшись, Морита приказал поменять название. Но было поздно - реклама запущена, магнитофоны с надписью Walkman изготовлены. С первого же дня товар стал пользоваться бешеным успехом. Странное словечко настолько прижилось, что, когда была выпущена партия плейеров с грамотным названием Roundabout, покупатели в США и Великобритании не хотели их приобретать и требовали в магазинах Walkman.

В 1987 году компания Sony приобретает компанию CBS Records, а в 1989 - Columbia Pictures Entertainment Group у компании Coca-Cola, что принесло Морита широкую известность. Корпорация Sony прошла путь от маленькой компании, в штате которой поначалу работало всего-навсего 20 человек - инженеры, некогда работавшие в "Компании точных инструментов", до одной из самых быстроразвивающихся компаний в мире; даже во время экономических кризисов ее акции продолжают расти в цене, а специалисты оценивают стоимость Sony в 37,5 миллиарда долларов. Согласно опросу, проведенному статистическим центром Харриса, для американцев Sony является торговой маркой №1, опережая марки Coca-Cola и General Electric. Узнав об этом, Акио Морита сказал: "Я же знал, что в конце концов Sony станет американской маркой".

«К успеху идут по нехоженым тропам», — это кредо сооснователь Sony Corporation на 100% воплотил в жизнь.


Нарушая традиции

Акио Морита вообще был большим новатором. При управлении своим предприятием он нарушал многие испокон веков сложившиеся традиции. Нанимая сотрудников на работу, Морита отталкивался не от их успеваемости в университете или связей, как делали другие японские руководители, а от результатов конкурсного собеседования. Свою позицию Морита впоследствии опишет в дискуссионной книге «Ничего не значащие школьные достижения», ставшую бестселлером в Японии. В ней он призывал к более прагматичному отношению в подборе кадров и найме работников. Это произвело фурор в Японии, где образование уважают.  Акио Морита, однако, не капитулировал перед властями или обычаями, что является одной из черт, благодаря которой он смог добиться больших успехов в инновационном процессе.

«Компания ничего не достигнет, если думать будет только руководство», — был убежден Морита. Он всегда утверждал, что самое главное в руководстве компанией — не обвинить кого-то в ошибке, а поскорее узнать, что же вызвало ошибку и исправить ее. При этом своих менеджеров Акио учил не боятся совершать ошибки, но и не повторять одни и те же дважды. Акио Морита был по-настоящему влюблен в свою работу, и требовал от других такой же увлеченности. Он добивался того, чтобы все работники предприятия были счастливы, работая на благо общего дела. Ведь для менеджера-японца компания – это не пассивный объект, а живой организм, который надо бережно растить.

Акио Морита понимал технические нюансы, поскольку имел научное образование, это было немаловажно для успеха «Sony», но лично не изобрел ни одного продукта. Его вклад заключался в инновационной стратегии рынка и видении потенциальных рыночных возможностей. Его стратегией было воплощение мечты в реальность, принимая рискованные решения, особенно долгосрочные, результатом которых могла быть большая прибыль. Он говорил: «Руководство заключается в принятии рискованных решений. И руководители должны быть специалистами в бизнесе... Я думаю, что американцы слишком прислушиваются к аналитикам, занимающимся вопросами безопасности, и консультантам».

Акио Морита считает, что своим успехом " Sony ", также как и другие японские фирмы, во многом обязана восточному отношению к бизнесу: "Японские руководители относятся к рабочим не как к инструменту, а как к партнеру. У нас у всех одна судьба". Одна из его аксиом для успешного проникновения на рынок заключалась в следующем: "Доля рынка более важна для японских компаний, чем немедленная прибыль... Несмотря на некоторые отрицательные аспекты, конкуренция, по-моему, является ключевым фактором для развития промышленности и технологии".

Сущность восточного отношения выражается в принципе пожизненного сохранения рабочего места: «Я не могу понять, что может быть хорошего в увольнении людей. Если руководство взяло на себя риск и обязательства, наняв людей, тогда оно несет ответственность за то, что их увольняет. В Японии мы думаем о компании как о семье. Вы не можете уволить людей по причине реорганизации предприятия. Руководство должно пожертвовать прибылью и разделить трудности со всеми». В Японии нанятые пожизненно менеджеры были заинтересованы заботиться о товарах компании, которые она будет выпускать через 5 или 15 лет. В выступлениях перед старшеклассниками, планирующими наняться в Sony, Морита подчеркивал, что поскольку жизнь не суждено прожить дважды, он не хотел бы, чтобы «через 30 лет, когда вы покинете нашу компанию, вы сожалели, что провели здесь все эти годы. И хотя мы взяли вас на работу, мы, администрация, не можем сделать других людей счастливыми. Счастье должны создать вы сами».

В начале 1990-х Акио Морита в соавторстве с писателем и политиком Синтаро Исихарой, ставшим впоследствии губернатором Токио, выпускает книгу «Япония, которая может сказать нет», в которой сравнивает методы ведения бизнеса в Японии и в Америке. Книга стала поводом для крупного скандала между официальными Токио и Вашингтоном. В этой книге Морита назвал американскую корпоративную культуру конца 80-х "склонной к расслабленности и злоупотреблениям". Морита стремился понять специфику «бизнеса по-американски». Этот взгляд «изнутри» помог Акио совместить опыт Востока и Запада и найти золотую середину. Он разгадал, чего не доставало японскому бизнесу – открытости.

Дружелюбный и дипломатичный японец быстро стал своим в деловых кругах Запада. В 1990 году отец-основатель Sony Corporation попал в перечень «25 самых обаятельных людей года» по версии журнала «Fortune».

25 ноября 1994 года Морита заявил об уходе с поста главы Sony, после того как получил кровоизлияние в мозг в ходе игры в теннис. Его преемник, Норио Ога, стал сотрудником компании после того, как послал Морите письмо, в котором жаловался на плохое качество магнитофонов, производимых компанией.


 

Личная жизнь

Человек недюжинной энергии, неутомимый бизнесмен был не только способным инженером и управленцем, но и спортсменом. Будучи активным человеком, Морита совмещал свою работу с любовью к спорту. В 40 лет он начал заниматься гольфом, в 50 - теннисом, в 60 - водными лыжами, а в возрасте 69 лет совершил свое первое погружение с аквалангом. Акио Морита получил лицензию пилота вертолета, когда ему было около пятидесяти пяти лет. Упражнения придавали ему уверенность в своих силах, а поддерживать это чувство Морита считал исключительно важным делом.

Для стремительного Мориты облететь весь мир - все равно, что для большинства людей отправиться в кино. Акио Морита любил путешествовать, кататься на мотоцикле и делал фигуры высшего пилотажа на самолете над Германией. При этом Морита не ограничивался делами корпорации и спортом – он также увлекался живописью и музыкой, особенно Бетховеном, и любил бывать в Европе из-за ее великолепных музыкантов.

Британское Королевское общество искусств отметит его роль в развитии английского языка и наградит медалью за новые слова «sony» и «walkman».

У Акио Мориты был активный творческий темперамент. Акио Морита обладал интуитивным мышлением, классическим для инноваторов. Он получал энергию от событий внешнего мира, поэтому, по классификации типов личности Карла Юнга, он - экстраверт. Он видел мир бизнеса как большую картину, то есть как единое целое. Акио Морита действовал в своей жизни в упорядоченной манере, всегда жертвовал настоящим ради будущего, принимая любое решение в бизнесе. "Если руководство сфокусирует свое внимание только на быстром получении выгоды, то оно будет работать только на осуществление своих краткосрочных интересов", - говорил он.

Он любил соревноваться. Он говорил: "Мы, японцы, любим соревноваться не только в бизнесе, но и в жизни". Он говорил, что нужно победить своего конкурента, а не уничтожать его: "Вы должны оставить ему его честь". Акио Морита считает, что его успех, успех "Sony" и успех японского бизнеса во многом определялся стремлением к конкуренции - прямое следствие того, что жизнь японских людей ненадежна. И эта ненадежность основана на каждодневной борьбе за выживание. Японцы встречаются с каждодневной опасностью с самого рождения - каждый год на них обрушиваются тайфуны и цунами, их землю постоянно сотрясают угрожающие жизни землетрясения и извержения вулканов. В их земле нет полезных ископаемых, кроме воды, и менее четверти их земли пригодно для сельского хозяйства и проживания. Акио Морита считает, что эта постоянная угроза жизни оставила отпечаток на психике японцев и заставила их быть беспощадными, стремиться к сверхдостижениям и бережно относиться к тому, что у них есть.

3 октября 1999г. Акио Морита умер от пневмонии в возрасте 78 лет. С его уходом мир потерял выдающегося и неординарного человека, внесшего большой вклад, как на своем предприятии, так и в масштабах всей страны. Но дело его жизни продолжает жить – благодаря его усилиям, остальной мир понимает, что надпись «сделано в Японии» — означает качество товаров и их надежность.