Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок

 

Уолт Дисней — выдающийся американский художник-мультипликатор, режиссёр, актёр, сценарист и продюсер, создатель целой серии полнометражных мультфильмов, снискавших ему мировую славу. За свою необыкновенно напряжённую жизнь Уолт Дисней как режиссёр снял 111 фильмов и был продюсером ещё 576 кинофильмов. Выдающиеся заслуги Диснея в области киноискусства отмечены 26 статуэтками «Оскара», премией имени Ирвинга Тальберга, обладающей статусом «Оскара»,  гражданской правительственной наградой США — «Медали свободы, а также многими другими наградами и премиями. Основатель компании «Walt Disney Productions» и создатель первого в мире огромного увеселительного детского парка «Диснейленд. Жизнь Уолта Диснея – это классический американский сюжет о self-made man — человеке, который «сделал себя сам».

Детство и юношеские годы

 

Уолтер Дисней родился в далеком 1901 году 5 декабря в семье бедных выходцев из Ирландии, и был четвертым из пяти детей.  Чикаго, где жила семья, к тому времени успел стать не только крупнейшим промышленным, но и самым криминальным городом Штатов. Чашу терпения Диснеев переполнило убийство полицейского, произошедшее на соседней улице. После этого случая семья Диснеев перебралась к брату отца семейства, в небольшой городок Марселин, штат Миссури, где приобрела ферму. Уолту было тогда только 4 года. У семьи не было денег на карандаши и бумагу, а Уолт хотел рисовать. Он нашел смолу, палку и нарисовал дом ... на стене собственного дома. Это, возможно, был самый первый рисунок Уолта. Года через три он начнет продавать свои рисунки соседям. А еще через 40 лет они будут продавать эти рисунки на аукционах.

Отец Уолта был человеком жестким и держал детей на положении, близком к казарменному: минимум игр, строгая дисциплина и трудовая повинность. Он пытался приспособиться и выжить в новой для него среде, однако его преследовали неудачи. Он был плотником, строителем, фермером, издателем газеты и, наконец, изготовителем желе. Все его дети начали трудиться с ранних лет. Вместе со своим братом Уолтер работал разносчиком газет, ему исполнилось восемь лет. Он разносил письма и рекламу отцовской фирмы в любую погоду, в дождь, в снег, ранним утром, чтобы не опоздать в школу Уолт бежал по улицам в своих стоптанных ботинках, спеша доставить почту вовремя, с одной лишь сокровенной мечтой - поспать лишние минут пять. О каком-либо вознаграждении мечтать не приходилось. Папаша Элиас не скупился только на подзатыльники. А то, что Уолту иногда удавалось скопить на маленькие детские радости отец, обнаружив, конфисковывал в счет покрытия собственных долгов.

Когда Диснею было 10 лет, его отец заболел тифом. Флора Дисней сидела возле своего мужа и прижимала к его иссохшим губам дольки апельсина, стараясь, чтобы хоть чуточку сока попало в рот Элиаса. «Эти апельсиновые дольки казались нам с братом такими замечательными, что мы мечтали тоже свалиться от тифа, или даже от какой-нибудь болезни пострашнее, только бы получить несколько капель желанного сока», — вспоминает сестра Уолта, Рут.

Вскоре отец поправился, и они решили переехать в Канзас Сити, — как многие бедные семьи, мигрировавшие без конца по Америке в поисках заработка. Первым лучшим другом Диснея стал Уолт Пфайффер. Мальчишки все свои карманные деньги тратили на походы в кино. Кумиром их был Чарли Чаплин. Выйдя из кинотеатра, они брели по улице, по очереди изображая походку Чарли и пытаясь на пару разыгрывать его трюки. В то время и друзья Уолта, и учителя, и сам Уолт считали, что он непременно должен пойти в актеры.

Осенью 1918 г. Уолт попытался завербоваться в армию, чтобы по примеру брата Роя, которым восхищался, участвовать в Первой мировой войне. Получив отказ по причине малолетства, он пошел добровольцем в «Красный Крест» и был отправлен за океан, где целый год проработал водителем санитарной машины. Эта машина стала местной достопримечательностью, поскольку камуфляжный окрас он не признавал, и весь кузов его машины покрывали рисунки и карикатуры.

После войны устроиться на работу было очень непросто, Уолт стал работать на отцовском предприятии по изготовлению желе, а мечтал стать художником. Свой первый гонорар Уолт получил в семь лет, когда нарисовал любимого жеребца их деревенского врача. Можно сказать, что уже тогда проявился его особый интерес — он очень любил рисовать животных. К сожалению, учиться ему пришлось совсем немного. Какое-то время он посещал Художественный институт в Канзас-Сити, где получил навыки рисования с гипсовых слепков. Потом занимался в Академии изящных искусств в Чикаго и здесь же прошел курсы газетных карикатуристов под руководством известных рисовальщиков из крупнейших чикагских газет «Трибюн» и «Рекорд».

И все же судьба улыбнулась Диснею: из газет он узнал, что небольшой мастерской, обслуживавшей рекламную кампанию, требовался подсобный работник. Уолт показал свои рисунки, и его сразу же приняли с весьма скромным окладом — 50 долларов в месяц. К сожалению, работа оказалась временной, и с окончанием рождественского ажиотажа молодой художник опять оказался безработным. Но он уже успел присмотреться к тому, как делается рекламный бизнес, и решил попробовать свои силы в нем. Со своим другом художником организует фирму «Дисней-Айверкс, коммерческие художники», которая принимала любые заказы для торговых заведений.  Благодаря настойчивости Уолта дела «коммерческих художников» успешно развивались. Но однажды Уолт увидел в газете объявление компании «Канзас-Сити Филм Эд» и в 1920 году Дисней устраивается художником на студию кинорекламы, где начинает создавать свои первые рекламные фильмы.  Именно здесь в 1920 году он создал свой первый оригинальный мультипликационный фильм «Алиса в рисованной стране» — мультфильм, героем которого стала настоящая девочка, а позднее довел до совершенства технику сочетания игрового кино и анимации. Со временем Дисней открыл в Канзас-Сити свою первую студию анимации «Laugh-O-Gram», где его компаньоном и ведущим мультипликатором стал Аб Айверкс. Однако вскоре фирма обанкротилась.

«Все когда-нибудь терпят неудачу. Но от того, насколько быстро вы учитесь, будет зависеть и то, насколько быстро вы сможете подняться».

 

Голливуд

Скопив немного денег на стоматологической рекламе и работе фотокорреспондентом для местных газет, Дисней решил покинуть Канзас-Сити и перебраться в Калифорнию, чтобы начать все сначала. Он прибыл в Голливуд, уже ставший центром мировой кинематографии, летом 1923 года - «Я переходил из одной студии в другую, там я посещал все кабинеты подряд, от отдела кадров и до съемочной площадки. Единственной работой, которую мне удалось получить, была роль статиста. Я должен был проехать на лошади несколько метров – в толпе других статистов. Однако шел сильный дождь, съемки перенесли на другой день, а затем нашу сцену просто выкинули из сценария. Это был конец моей актерской карьеры», — пишет Дисней в своих воспоминаниях.

Убедившись в бесплодности прогулок по студиям, Дисней принялся за работу - «Если работы нет, — сказал он себе, — надо делать что-нибудь!» - не имея ничего, кроме нескольких рисунков, одного готового анимационно-игрового фильма и 40 долларов в кармане. У старшего брата, Роя Оливера Диснея, ранее переехавшего в Калифорнию, было 250 долларов и море энтузиазма. Они объединили свои ресурсы, взяли в долг еще 500 долларов и соорудили подиум для кинокамеры в гараже своего дядюшки. В Лос-Анжелесе Уолт пытается пристроить ролик «Алисы  в рисованной  стране». Но неудачи просто преследовали его — фильм, отправленный к прокатчикам, неизменно возвращался обратно. Но вдруг случилось невероятное. Один бизнесмен из Нью-Йорка предложил Уолту Диснею за мультфильм об Алисе полторы тысячи долларов. Поскольку короткометражные мультипликационные фильмы тогда продавались только партиями, он заказал еще дюжину подобных произведений. Это был золотой шанс! Уолтер работал сутками, назанимал денег у родственников, брат Рой стал финансовым и хозяйственным руководителем, пригласил на работу приятеля-художника Юба Айверкса и двух начинающих художников. Постепенно Диснею удалось создать студию «The Walt Disney Company», превратившуюся затем в крупнейшую кинематографическую империю. Главный секрет его успеха состоял в таланте художника, энергии, оптимизме, упрямстве и предприимчивости.

«Все наши мечты могут стать реальностью, если мы имеем достаточно храбрости, чтобы следовать им».  

Студия выпускала фильмы про Алису четыре года, а потом Уолт решил переключиться на производство полностью анимированных мультфильмов. Звездой новой серии стал забавный кролик по имени Освальд, придуманный и нарисованный Уолтом Диснеем. Всего за год студия выпустила 26 серий про приключения кролика, но, когда пришла пора начинать новый сезон, Уолт с ужасом обнаружил, что практичная Маргарет Уинклер успела переманить четырех художников студии и теперь планирует выпускать мультики про Освальда без участия создателя. Увы, контракт был составлен таким образом, что именно дистрибутор, а не автор владел правами на мультипликационного героя. Это был горький, но полезный урок для Диснея, который с тех пор внимательно следил за тем, чтобы права на все его творения принадлежали только ему.

 

Успех

После потери Освальда Диснею не оставалось ничего иного, как придумать новую звезду для своих мультфильмов. Так на свет появился знаменитый мышонок Микки-Маус, «Звали его сначала Мортимер Маус, но это имя не понравилось моей жене Лиллиан, и она предложила назвать его Микки. В такой мелочи я не мог ей отказать — так на свет появился Микки-Маус, принесший моей компании всемирную славу» — вспоминал Дисней. Интересно то, что Дисней боялся мышей.

Два первых мультика с участием Микки-Мауса студия продать не смогла: они были немыми, а в кинотеатры уже пришел звук. Мультфильмы создавались довольно-таки быстро для студий того времени, к тому же, нельзя забывать, что студия Диснея была отчасти кустарной. Как только в 1927 году появилось звуковое кино, Уолт тут же перенял опыт своих коллег-кинематографов и начал озвучивать мультики. Третий фильм серии с синхронным звуком вышел 18 ноября 1928 года на экраны, и этот день стал началом эры Микки-Мауса. В 30-е годы с Микки Маусом было снято 87 мультфильмов. Благодаря неиссякаемой фантазии Диснея мышонок успел побывать пожарным, дирижером, детективом, торговцем и даже сказочным героем, спасающим принцессу от людоеда. Всего за пару лет Микки Маус стал легендой Америки.

Уолт неустанно стремился к совершенствованию искусства анимации. Так, когда в 1932 году была сконструирована камера с трехцветной пленкой, он подписал с «Текниколор» 2-х годовое соглашение о предоставлении ему прав по постановке цветных мультипликаций. Цвет буквально преобразил рисунки Диснея. Фильм «Цветы и деревья», выпущенный в 1932 году, имел небывалый успех и был награжден первым «Оскаром» за лучший рисованный фильм.

Однажды, гуляя по Парижу, братья Диснеи зашли в кинотеатр, на афише которого красовался Микки Маус. Каково же было их удивление, когда вместо одной серии-довеска к настоящему фильму, было показано подряд шесть серий про Микки. И все зрители охотно их смотрели. Так у Уолта впервые зародилась мысль создать полнометражный мультфильм.

Он достиг такого творческого уровня, когда большая форма стала для него необходимостью. К тому же огромные затраты на полнометражный фильм могли принести и огромные доходы, что выгодней маленьких доходов с короткометражек. «Если я смогу снять полнометражный анимационный фильм, я смогу всё» — говорил Уолт. В 1934 году Уолт Дисней объявил своим сотрудникам, что намерен снять полнометражный мультипликационный фильм Белоснежка и семь гномов. К этой идее многие поначалу отнеслись скептически: мало кто верил, что картина, в которой не будет живых актеров, сможет заинтересовать зрителей так же, как большое кино. Однако постепенно замысел Диснея перестал казаться фантастическим, и работа закипела. Съемки фильма продолжались три года и обошлись в сумасшедшую по тем временам сумму — $1,499 млн. Премьера состоялась 21 декабря 1937 года. Фильм зрители смотрели на одном дыхании — они смеялись и плакали, переживали и радовались, с замиранием сердца воспринимая историю Белоснежки. Итог – 8 миллионов долларов кассовых сборов, премия Оскар, премия Гран-при кинофестиваля в Венеции. История красавицы-Белоснежки открыла новую эпоху в мультипликации, став первой большой жемчужиной в сокровищнице Диснея. На протяжении следующих пяти лет, студия “Walt Disney” создаёт целый ряд полнометражных анимационных фильмов: «Пиноккио», «Фантазия», «Дамбо и Бэмби».

В декабе 1939 года в Бербенке, недалеко от Голливуда, Уолт построил новую студию. На студии было занято несколько сот художников со строгим разграничением обязанностей. Уолт задавал изобразительный облик главных персонажей, устанавливал их индивидуальные особенности. Своеобразие героев Диснея в том, что они сочетают в себе человеческие черты характера с манерами поведения животных. Художники Диснея, перед тем как рисовать животных, всегда тщательно изучали повадки их живых прототипов. Поэтому все движения на экране крайне правдоподобны. «Пока персонаж не стал личностью, — говорил Уолт своим аниматорам, — зрители в него не поверят».

В середине 1940-х г.г. Дисней создаёт «наборные фильмы» — ряд связанных между собой короткометражных лент, предназначенных для последовательного показа, — но к 1950 г. он снова возвращается к работе над анимационными фильмами. В 1950 г. появляется «Золушка», а за ней следуют «Алиса в Стране чудес» (1951 г.), «Питер Пен» (1953 г.), картина с участием живых актёров под названием «Остров сокровищ» (1950 г.), «Леди и бродяга» (1955 г.), «Спящая красавица» (1959 г.) и «101 далматинец» (1961 г). В общем и целом, эта студия вводит в мир мультипликационного кино более сотни новых героев.

Пытливый ум Уолта и его уверенность в пользе обучения в развлекательной форме привели к созданию серии картин о жизни дикой природы «Приключения из реальной жизни», отмеченной многочисленными наградами. Дисней также был пионером в области производства телевизионных программ. Сериал «Зорро и Дэви Крокетт» набирает большую популярность среди детей, равно как и шоу «Клуб Микки-мауса» — телевизионное представление, в котором принимают участие актёры-подростки, выступающие в роли «Мышкетёров». В 1961 году он одним из первых представил полностью цветную передачу «Великолепный мир цвета». Последней кинокартиной Диснея, созданной им самим, становится «Мэри Поппинс» с участием как живых, так и анимационных героев.

 

 

Личная жизнь

В июле 1925 года женился на секретарше его студии Лиллиан Боундс, пережившую любимого мужа на 31 год. Хорошенькую девушку Лиллиан на студию привела одна из сотрудниц, предупредив: «Только не вздумай соблазнять босса!». Но вскоре тот сам начал проявлять интерес к ней, провожал Лиллиан после работы домой, приглашая ее в кафе и в кинотеатр. Уолт платил секретарше в качестве недельного заработка 15 долларов, но всякий раз просил ее по возможности не тратить эти деньги. Лиллиан выполняла его просьбу, а Дисней с помощью этих денег частично покрывал свои издержки. Позднее Лиллиан Дисней вспоминала: «Уолт как-то сказал, что женился на мне, потому что слишком много был мне должен».

Супружеская пара Диснеев прожила вместе долго во многом благодаря уживчивому нраву Лилли. Ей с первых же дней знакомства с Уолтом пришлось осознать, что тот прежде всего «женат» на своем деле. Даже после вечерней прогулки вдвоем их путь неизменно лежал мимо студии, где Уолт до глубокой ночи погружался в работу, а Лилли просто дремала, устроившись рядом. Она закрывала глаза на слухи об адюльтерах мужа, не устраивала скандалов даже когда его роман с одной мексиканской актрисой обсуждал весь Голливуд. Лиллиан намного больше беспокоило пристрастие мужа к спиртному. Когда однажды она захлопнула дверь перед изрядно подвыпившим Уолтом, тот явился на следующий день с большой шляпной коробкой, перевязанной бантом, вымаливать прощение. В коробке оказался забавный щенок. По одному из мифов о Диснее, эта сценка из жизни была положена в основу фильма «Леди и бродяга». Уолт с детьми

В 1933 году в семье Диснеев родилась дочь Дайана Мэри. Ребенок был долгожданным, так как пара в течение 8 лет безуспешно пыталась завести ребенка. Не имея возможности родить второго, в 1937 году супруги удочерили годовалую девочку, дав ей имя Шарон Мэй Дисней (1936—1993).

Дайана Мэри Дисней, мать семерых детей, стала автором популярной биографии Уолта Диснея, организатором нескольких проектов, связанных с его именем, одним из руководителей компании «Уолт Дисней», основателем музея Уолта Диснея в Сан-Франциско, который был открыт в октябре 2009 года. Шарон ДиснейШарон Мэй Дисней подарила родителям троих внуков.

 

Диснейленд

Уолт был примерным семьянином, он уважал Лилли и прислушивался к ее мнению, обожал дочерей, дарил им подарки и часто гулял с ними в парке. Именно во время этих прогулок ему пришла в голову идея создать такое место, где было бы интересно и взрослым, и детям. Там обязательно должны быть аттракционы на любой вкус, уживаться Микки Маус и капитан Крюк, пираты и индейцы, лихие ковбои и летающие слонята. Уолт стал делиться своими мечтами с окружающими, он рассказывал о сооружении средневекового замка и пиратского корабля, о реках и холмах, которые нужно будет создать. Но остальным его затея казалась нереальной. Уолтом же она овладевала все больше, ведь построенный им сказочный мир, в отличие от фильмов, останется навсегда, его можно изменять, постоянно добавляя новые выдумки, делая все совершеннее и интересней.

Ни брат Рой, ни финансисты, к которым Уолт обратился за поддержкой, не одобрили его замысла. Но препятствия всегда только подхлестывали Диснея. Он решил начать строительство на собственные средства. Под залог своих страховых полисов Уолт получил ссуду в сто тысяч и приступил к реализации мечты – сооружению страны, названной его именем и населенной героями его фильмов. Диснейленд рос не по дням, а по часам, используя достижения современной техники. С помощью моторов, рычагов и рубильников производились настоящие чудеса: текли бурные реки, поднимались подвесные мосты, двигались поезда, ревели дикие звери. Аттракционны появлялись в парке один за другим, поражая размахом и изобретательностью. Деньги, вложенные Уолтом, вскоре разрослись в миллионы, добавленные корпорацией Диснея. Оказал помощь и гигант киноиндустрии Парамаунт Корпорейшн. Так замысел Диснея, поначалу казавшийся фантазией, превратился в предприятие крупного бизнеса. И вот 17 июля 1955 года открылась «страна Диснея», расположенная на 43 квадратных милях земли немного южнее Голливуда в Анахейме (Калифорния). На открытие парка собралось 28 тыс. человек, ещё девяносто млн. телезрителей увидели этот грандиозный праздник в прямом эфире. Церемонию открытия первого Диснейленда вел актер Рональд Рейган, будущий президент США.

Диснейленд быстро стал общеамериканской достопримечательностью. Его ежегодно посещают до десяти миллионов человек, причем, число взрослых посетителей в четыре раза превышает количество малышей. Диснейленд занял прочное место в деятельности Уолта, став его любимым творением. А в 1963 году Дисней приступил к осуществлению еще более грандиозной идеи – строительству нового парка, который получил название The Walt Disney World. Он находится во Флориде, его площадь в пятнадцать раз превышает площадь Диснейлэнда. Уолт Дисней не дожил пять лет до открытия нового парка, которое состоялось в октябре 1971 года. В 1983 году «Диснейленд» появился в Токио, а в 1992 – в Париже.

Вся жизнь Уолта Диснея напоминала американские горки — за самыми плодотворными периодами, как правило, следовали самые трагические спады. В светлые периоды своей жизни Дисней мог работать весь день без перерыва и захватить ещё и ночь. Когда сроки поджимали, Уолт обычно ночевал в студии. Но когда его проекты терпели неудачу или близились к завершению, Дисней впадал в депрессию или просто срывался. За свою карьеру он пережил восемь нервных срывов, много раз уходил в запои и даже пытался покончить жизнь самоубийством. Он постоянно подвергался критике. 15 декабря 1966 года Дисней скончался в Лос-Анджелесе от рака лёгких, оставив невоплощенными идеи, ни много ни мало, «города будущего» и «университета для творческой молодежи» — имени Уолта Диснея.  После этого носящая его имя компания приняла стратегическое решение отказаться от показа сигарет в своих фильмах. Его место занял брат Рой, который управлял Walt Disney Company до 1971 года. После его смерти компанию возглавили три человека — Кард Уокер, Донн Тэйтум и Рон Миллер, которых братья Диснеи заранее начали готовить к руководству. Уолт Дисней оставил своим преемникам множество проектов и идей, которые он не успел реализовать сам. Их постепенное осуществление позволило компании еще два десятилетия без особых проблем удерживать завоеванное при жизни основателя ведущее место в мировой индустрии развлечений.

Из некролога «Нью-Йорк Таймс» от 16 декабря 1966 года: «В возрасте 65 лет в Бербанке (штат Калифорния) 15 декабря 1966 года умер Уолтер Дисней, один из самых талантливых кинорежиссеров Голливуда, постановщик мультипликационных фильмов. Когда Уолт Дисней только начинал, весь его капитал составляли весьма скромный талант рисовальщика, живое воображение, которое каким-то образом совмещало в себе все качества, присущие воображению других людей, и нечеловеческая решимость добиться успеха; и он стал одним из величайших людей Голливуда. Это был гениальный новатор, плоды его гения неисчислимы, он мог осуществлять четкий личный контроль над своими широко разрастающимися предприятиями, его рука всегда была на пульсе зрителя. Коротко говоря, он еще при жизни стал Легендой».